17.09.2024

СПОРТ life world

Интересные факты о спорте и спортсменах

Всё о параглайдинге: история, правила соревнований, места для полётов

параглайдинг

В мире существует множество спортивных дисциплин, классифицировать которые можно по разным критериям: по месту проведения, по числу участников, в зависимости от времени года. Но, бесспорно, самыми захватывающими и притягивающими восхищённые взгляды публики считаются воздушные виды спорта. Одной из таких дисциплин является экстремальный параглайдинг.

Параглайдинг – что это за вид спорта?

Параглайдинг является относительно молодым экстремальным видом спорта, представляющим собой управляемые полёты на парапланах. Как правило, парапланеристы стартуют с какой-нибудь возвышенности, например, с высотных зданий или гор.

По конструкции параплан является лёгким аппаратом, поскольку основным его элементом является парашют. Также конструкция параплана включает строповую подвесную систему, которая крепится к рукам, ногам и поясу пилота. Бороздить воздушные просторы на параплане можно на дальние расстояния и в горизонтальном направлении.

История параглайдинга

История разработки параплана чем-то отдаленно напоминает сюжет хорошей сказки, в которой рождённый ползать осуществил заветную мечту покорить небеса.

Первые аппараты, отдаленно напоминающие парапланы, появились в VII веке. Однако изготовленные модели были больше похожи на дельтапланы. Основные элементы конструкции опытных образцов изготавливались из прутьев ивы, кожи и хлопка.

параглайдинг на лыжах

Пьер Лефебр – инженер французского происхождения, который с командой единомышленников в 60-е годы ХХ века активно экспериментировал над уникальной моделью параплана. Работа велась не только над крылом аппарата, но и над конструкцией в целом. Также испытывались различные виды материалов, которые позволили бы парить человеку в воздухе подобно птице.

В 70-х года ХХ века Пьер впервые совершил полет на параплане. Для разгона им были использованы лыжи, а в купол был закачан воздух. Парапланерист выполнял взлёт во время спуска по горному склону. Доподлинно известно, что первая разработанная Лефебром модель параплана выполнила более двух тысяч перелётов. Спустя десять лет были организованы первые состязания по параглайдингу.

Конструктивное устройство параплана

Параплан имеет достаточно простую конструкцию. Основными его элементами являются двухоболочечный парашют и крепёжные стропы длиной до восьми метров. Производители парапланов предлагают модели, в которых может насчитываться от двух до пяти рядов строп. Их ключевое назначение – крепление места парапланериста к парашюту.

Также посредством использования двух строп, прикреплённых к краям парашюта, спортсмен имеет возможность им управлять. На свободных концах строп крепятся рукояти для удобства управления парапланом. Практически все детали конструкции выполняются производителем из мягких материалов, за счёт чего возможно их растяжение. Жёсткие детали могут применяться лишь в моделях, предназначенных для профессиональных спортсменов.

Устройство и назначение крыла параплана

Основным элементом параплана является эллипсовидный купол, называемый крылом. Этот элемент конструкции имеет два полотна, которые соединены с трёх сторон. Воздухозаборники устанавливаются с четвёртой стороны, которая осталась несоединённой. Посредством воздухозаборников воздух попадает внутрь купола и надувает его.

устройство параплана

Крыло параплана разбито на ячейки, образованные путём вставки между полотнами тканевых перегородок. Каждая из них решает определённые задачи. Например, одни необходимы для крепления строп, а другие используются как промежуточные перегородки.

Полотна параплана выполняются из плотного синтетического материала, который является достаточно лёгким и воздухопроницаемым. Неврюр применяется для перегородок. Для строп используются полиэтиленовые волокна, которые обладают повышенной прочностью.

Распределение строп на параплане

Стропы от крыла распределяются несколькими рядами и двумя ярусами. Затем стропы с каждого крыла группируются в пучок, к которому крепятся  клеванты (рукояти для управления). Карабины устанавливаются в петли, которые образованы на концах строп. За счёт карабинов сиденье пилота подвешивается к основной конструкции параплана.

Место сиденья парапланериста

Как такового сиденья у парапланов не предусмотрено. Однако с помощью системы ремней безопасности формируется его подобие. Ремни надеваются на верхние и нижние конечности, а также на поясницу парапланериста.

параглайдинг полеты

За спиной спортсмена располагается запасной парашют. Его активация происходит путём выдёргивания красного ручника, размещенного справой стороны конструкции. Во время нахождения на земле в статике это кресло находится за спиной. При отрыве ног от земли конструкция перестраивается, и спортсмен оказывается в сиденье.

Дополнительные приспособления в параплане

За спинкой сиденья располагается запасной парашют. В сравнении с основным он имеет округлую форму и меньшую площадь. Такая модель не предназначена для параглайдинга, её цель – обеспечить безопасную посадку спортсмену при возникновении чрезвычайной ситуации.

Во всех моделях парапланов производителями встраивается вариометр. Его назначение – отображение сведений о температуре воздуха, скорости ветра, давлении и направлении воздушных масс.

Особенности управления парапланом в параглайдинге

Управление аппаратом осуществляется двумя способами:

  • аэродинамический;
  • балансирный.

Во время полета пилоты применяют оба метода. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Модели парапланов для параглайдинга

Ныне существующие парапланы можно условно разделить на пять категорий. Как правило, летательные аппараты отличаются в зависимости от следующих градаций:

  • по стоимости;
  • по лётным характеристикам;
  • по качеству используемых материалов.

Также модели классифицируются в зависимости от назначения: для начинающих пилотов и для спортсменов, увлекающихся параглайдингом на профессиональном уровне. Рассмотрим основные категории парапланов и их особенности.

модели парапланов

Парапланы типа «Стандарт» используются новичками и любителями. Главное преимущество аппаратов этой категории – возможность стабилизации параплана в воздушном пространстве без воздействия спортсмена.

Модели типа «Представление» характеризуются сложностью в управлении. Чтобы начать летать на таком параплане, пилоту необходимо пройти обучение на обычном параплане. Как правило, эти модели приобретают пилоты, которые предпочитают частые полеты. По лётным характеристикам эти аппараты ничем не уступают типу «Стандарт». Среди основных достоинств этих моделей – их долговечность.

Аппараты типа «Соревнование» предназначены для участия в состязаниях по параглайдингу. Эти модели характеризуются высокими лётными качествами, а также они выдерживают полёты на дальние расстояния. В отличие от предшественников, эта категория включает ряд подгрупп.

  1. Модели «Рекорд» используются исключительно мастерами спорта.
  2. Группа «Спорт» предназначена для кандидатов в мастера и для тех, у кого недостаточно лётного опыта.
  3. Парапланы вида «Кросс» необходимы тем, кто любит летать на дальние дистанции.
  4. Аппараты типа «Акро» применяются спортсменами, которые выполняют в воздухе различные акробатические номера.

Модели Biplace характеризуются наличием в параплане второго места для пассажира. Эта категория парапланов обладает большей грузоподъемностью, поэтому в основном используется для полётов с инструктором. Парапланы этого типа часто используются в туристических целях.

Аппараты, в комплект которых включен мотор. Настоящие модели не применяются для состязаний, поскольку спортсмен не ищет ветер, а потому не могут быть оценены его лётные умения. Такие парапланы находятся в воздухе до тех пор, пока в баке есть топливо.

Кроме вышеперечисленных вариаций парапланов есть и иные модели, достойные внимания любителей параглайдинга, которые не относятся ни к одной из перечисленных категорий. Как правило, эти парапланы удивляют своей конструкцией и используются исключительно для развлечений. Среди таковых можно выделить следующие:

  • мотопарапланы имеют кресло, прикреплённое к раме конструкции;
  • паратрайки снабжены тележкой с колёсами;
  • аэрошюты напоминают парашют, который дополнен мотором и ножным управлением;
  • паралёты отличаются от иных моделей наличием треугольной формы крыла и дополнением в виде тележки или лыж;
  • спидглайдеры имеют квадратную форму крыла и используются для скоростных полетов.

Ныне параглайдинг входит в число самых популярных экстремальных видов спорта, а потому постоянно обновляется модельный ряд парапланов. Ежегодно на авиарынке можно увидеть более усовершенствованные модели, оснащённые дополнительными устройствами.

Аэродинамический способ в параглайдинге: в чём его суть?

Аэродинамический способ реализуется за счет управления клевантами. Если пилот их затягивает, то задняя кромка крыла начинает подгибаться, и таким образом изменяется направление движения. Тем самым оказывается воздействие на аэродинамические силы.

Однако выполнение подобных действий требует от пилота плавности движений. Например, если клеванты дергать рывками, то это может привести к раскачиванию аппарата и его неуправляемости. Самым опасным в таком случае является то, что купол параплана способен деформироваться и привести к ситуации, когда спортсмену необходимо будет использовать запасной парашют.

Не менее опасным при резких рывках в управлении является запутывание спортсмена в стропах. Такая ситуация способна обездвижить пилота и привести его к падению и гибели. Во избежание таких случаев опытные спортсмены обычно переносят управление парапланом на стропы, свободно свисающие с последнего ряда.

При аэродинамическом управлении пилоту необходимо работать на опережение. Например, спортсмен должен понимать, что сиденье будет менять траекторию полёта с запозданием. При этом только по куполу можно наблюдать изменение направления полёта. После того как купол отдалится в любую из сторон, он потянет за собой стропы, и только после этого сиденье пилота изменит направление.

Балансирный способ в параглайдинге: в чем его суть?

Этот метод управления основан на смещении пилотом положения тела в кресле. Перемещаясь из стороны в сторону, спортсмен переносит свой вес, тем самым оказывая влияние на положение сиденья относительно крыла. Для смещения подвески пилоту нужно применять триммеры или акселерат.

Особенность этого способа состоит в возможности пилота подстраиваться под движение воздушных масс. Основным недостатком балансирного управления является быстрота снижения, поэтому опытные пилоты комбинируют эти способы.

Для этого  клеванты плавно отпускают, тем самым приводя крыло к балансу. Когда парашют выровняется по горизонтальной линии, рукояти для управления начнут затягивать. Эта манипуляция приведет к загибу задней кромки, увеличится сопротивление, и параплан перестанет опускаться.

Однако в такой ситуации риск опрокидывания парашюта назад очень велик. Результат в данном случае непредсказуем: экстремальная посадка за счет запасного парашюта либо крушение.

Что влияет на траекторию полёта параплана?

параглайдинг над океаном в горах

Направление воздушных потоков прямо влияет на траекторию полёта параплана. Воздушные массы классифицируются на две категории: динамические и термические. В случае пребывания аппарата в спокойном воздушном потоке параплан постепенно опускается. При восходящих потоках аппарат начинает набор высоты.

Параглайдинг: перечень спортивных дисциплин

Соревнования по параглайдингу проходит в шести направлениях:

  • полёты на скорость;
  • полёты с самостоятельным выбором траектории и направления;
  • полёты на продолжительность;
  • полёты на дистанцию 25 км (скоростные);
  • полёты на дальнюю дистанцию до определённой точки;
  • Полёты по преодолению маршрута в форме треугольника.

Кроме перечисленных спортивных направлений есть и иные, например, аэробатика. Как правило, в этой дисциплине принимают участие профессиональные спортсмены, способные в полете выполнять различные трюки. В аэробатике используются парапланы, имеющие меньшую площадь крыла.

соревнования по параглайдингу

Ещё одним направлением в параглайдинге является гибридизированная дисциплина «Бивак-флай». Это направление сочетает в себе элементы паграйдинга и горного туризма. Для бивак-флай свойственны полёты на дальние дистанции. Местом для посадки выступают горные вершины, где спортсмены остаются на ночёвку, а утром продолжают покорять небесные просторы.

Порядок допуска участников к состязаниям

Для участия в соревнованиях спортсмены должны заблаговременно и лично подать следующую документацию:

  • заявку на участие в состязаниях;
  • документ, подтверждающий личность участника соревнований;
  • страховой полис;
  • документы технического осмотра параплана с допуском к полётам;
  • декларацию о снятии с организатора соревнований всей ответственности;
  • свидетельство, удостоверяющее квалификацию пилота;
  • сертификат на летательный аппарат.

Также спортсмены в обязательном порядке должны пройти медицинскую комиссию, сдать тест на допинг и получить справку-допуск. Только после этого спортсмен может быть допущен к участию в лётных соревнованиях.

Классификация спортсменов в соревнованиях по параглайдингу

Согласно Правилам соревнований по параглайдингу, все участники классифицируются по половой и возрастной принадлежности. Состязания по этому экстремальному виду спорта проводятся в женском, мужском и смешанном дивизионах.

параглайдинг состязания

В официальных состязаниях участники в зависимости от возраста делятся на две категории:

  • дети (возраст от 18 до 18 лет);
  • взрослые (свыше 18 лет).

Также правилами параглайдинга предусмотрено, что спортсмены имеют право одновременно принимать участие и в одиночных, и в групповых полетах.

Как пилоты подтверждают полёт?

Участники соревнований подтверждают проделанный ими маршрут путём предоставления в судейскую комиссию записи. Этот трек содержит следующие сведения:

  • дату полета;
  • координаты пройденных целей;
  • время полета.

Однако на практике встречаются случаи, когда параплан участника соревнований не оборудован подобными приспособлениями. В такой ситуации взлет спортсмена подтверждается письменным заявлением судьи, находящегося на старте. Эта запись служит основанием для начисления очков за прохождение первого отрезка дистанции. Однако посадку спортсмена в конечной точке также должен зафиксировать член судейской коллегии. В противном случае баллы не будут засчитаны.

Порядок оценивания полетов в параглайдинге

Начисление баллов в этом экстремальном виде спорта осуществляется на основании записи, которую предоставляет каждый участник членам судейской бригады. Согласно этому треку судьи определяют, какое расстояние преодолел спортсмен, и за какое время. Кроме того, если на маршруте были расставлены контрольные точки, судьи обращают внимание, все ли из них были пройдены пилотом.

оценивание полетов в параглайдинге

Если в ходе полета были установлены нарушения, то судейская комиссия может принять решение о снятии баллов или о дисквалификации спортсмена. После тщательной обработки данных судейская комиссия выносит решение о количестве очков, заработанных спортсменом.

Согласно Положению, если участники соревнований набрали равную сумму баллов, то они занимают одно место и подлежат одинаковому награждению. В турнирной сетке такие спортсмены располагаются на одной строке.

Выбор места для параглайдинга

В связи с тем, что полеты совершаются на достаточных высотах, то на пилотов распространяется действие законодательства той страны, где проходят полёты, в отношении использования воздушного пространства. К категории «Параплан» относятся воздушные аппараты, масса которых достигает не более 115 кг. На таких устройствах пилоты могут осуществлять полёты в зонах, через которые не проходят лётные трассы.

Среди неоспоримых преимуществ параглайдинга можно выделить следующие:

  • нет необходимости в регистрации летательных аппаратов спортсменам-любителям;
  • не требует ежегодного подтверждения лётной квалификации от пилота;
  • не нужно проходить ежегодное медицинское обследование;
  • нет нужды в получении лётного удостоверения.

Стартовой площадкой (парадромом) для полётов могут выступать горы, холмистая местность и иные возвышенности, высота которых должна достигать не менее 300 метров. Однако спортсмены могут прыгать в зонах и с меньшим метражом, но при условии наличия там восходящих потоков воздуха. Для поднятия парапланов на возвышенность пилоты используют лебёдки, оборудованные на парадромах.

параглайдинг зимой

Для поднятия на максимальные высоты пилоты прибегают к использованию балласта. В качестве утяжелителей могут применяться мешки с песком или же тара с водой. После того как летательный аппарат перестаёт набирать высоту, пилот сбрасывает баллласт. Таким образом судно становится легче и начинает устремляться вверх. Согласно правилам соревнований по параглайдингу, масса балласта не должна быть больше 33 кг.

Когда лучше выполнять полёты?

Начинающим парапланеристам рекомендовано тренироваться в зимнее время года. В эту пору отсутствуют тёплые воздушные потоки, что позволяет летать на низких высотах. Также полёты зимой более плавные и равномерные по сравнению с летним сезоном. Как правило, зимние полёты проходят вдоль горных склонов.

Популярные места для параглайдинга

Одним из основных преимуществ этого вида спорта является возможность пребывания над живописными местами и получение удовольствия от наслаждения прекрасными видами с высоты птичьего полёта.

параглайдинг красивые места

Существует множество популярных мест по всему миру, где практикуется параглайдинг. Одним из них является остров Бали, который известен красивыми пляжами и удивительными ландшафтами. Здесь любители параглайдинга могут насладиться полётами над Индийским океаном и зелёными рисовыми террасами.

Другим популярным местом является Шамони во Франции. Этот регион привлекает любителей экстремальных видов спорта высокими горами и изумительными пейзажами. Здесь можно насладиться полётами, созерцая знаменитый Монблан.

Незабываемым опытом станет поездка в Швейцарию, где можно полетать над Альпами и насладиться великолепными видами на озеро Женева. В Швейцарии имеется множество специально оборудованных стартовых площадок, что делает параглайдинг доступным для всех желающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *